19062019Популярное:

Жизнеутверждающая концепция отечественной истории

Жизнеутверждающая концепция отечественной истории

Российское историческое общество разработало и предложило к обсуждению концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Концепция содержит общие принципы преподавания истории в школе. Кроме того, она наверняка будет дорабатываться и изменяться. Но даже из этих принципов можно сделать вывод, что перед нами – предложение по глубинному, пусть внешне и замаскированному, и отчасти компромиссному, развороту к национально ориентированному государственническому мировоззрению. Данная концепция – это взгляд на историю великой страны великого русского народа с великим государством и великими достижениями и трагедиями. Это взгляд уверенного в себе и гордящегося совей страной гражданина.

Дабы не быть голословным, приведу ключевые цитаты из концепции и прокомментирую их.

***

ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ:

1. Изложение материала в учебнике должно формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. При этом изложение исторического материала не следует "мельчить", перегружать школьников обилием цифр, второстепенными именами, незначительными событиями.

  • Конечно, слово толерантность можно бы изменить на терпимость. Но мы же понимаем, что как русскую терпимость ни назови, она останется именно терпимостью. А толерантность останется только на бумаге. Куда важнее заявленные ценности патриотизма и гражданственности. Это именно то, что так яростно вытравливали реформаторы из нашей истории и памяти.

2. Патриотическая основа исторического изложения имеет цель воспитать у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории, с одновременным пониманием, что в историческом прошлом России были и огромные достижения и успехи, но также и ошибки и просчеты. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать в новом учебнике акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти.

  • Чувство гордости за Россию и гражданская общероссийская идентичность — это смертельный яд для компрадорских интерпретаторов российской истории и действительности а-ля Новодворская. Заявленные в концепции, эти принципы должны стать основным мерилом событий в истории страны. Даже повествуя о трагедиях страны, о конфликтах в обществе и во власти, учитель должен исходить не из негатива, а из понимания величия этих моментов и всей истории. Уверен, в этом будет самая большая трудность, поскольку русские люди на протяжении долгих десятилетий, если не столетий, привыкли воспринимать своё прошлое в трагических тонах. Но если мы сломим эту тенденцию и научим школьника гордиться своей страной, даже зная о её трагедиях, это обеспечит здоровое спокойствие и развитие России на многие поколения.

3. С подобным подходом имманентно связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Следует уделить внимание (особенно для старшеклассников) историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общины, посадское самоуправлении, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т.д.). При этом следует проводить четкую грань между "нормальными проявлениями" гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.

  • В этом принципе заложена опасность ориентации на западное гражданское общество, построенное на крайнем индивидуализме и атомарности. Именно для этого специально оговорена грань между гражданской активностью и экстремизмом. Но для лучшего понимания я бы порекомендовал заменить "гражданское общество" на "народное самоуправление" и расшифровать его отличие от гражданского общества. Впрочем, это было бы слишком хорошо даже для новой концепции истории, в реальности же наверняка выйдет компромиссная формулировка, в которой внешне будет гражданское общество, а внутри самое что ни на есть русское самоуправление.

4. При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, чтогордость военными победами предков — неотъемлемая часть отечественного исторического сознания. Желательно акцентировать внимание на массовом героизме в войнах освободительных, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг. Важно подчеркнуть подвиг народа как пример высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, поскольку не только военные победы должны создавать позитивный пафос исторического сознания, самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, являетсявеликий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского социума на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения.

  • Военные победы, великий труд народа, опыт взаимовыручки разных национальностей и конфессий как основа позитивного пафоса истерического сознания – это ли не формулировка национальной идеи, пусть только в историческом её аспекте?

5. Ключевым звеном концепции должно стать понимание прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса. Россия — крупнейшая страна в мире. В силу этой данности сформировалась существенная составляющая отечественного исторического сознания — мы граждане великой страны с великим прошлым. Этот тезис должен стать опорным пунктом учебника, что позволит логично и непротиворечиво рассмотреть вопросы межнациональных взаимоотношений. В связи с этим необходимо расширить объем учебного материала по истории народов России, делая акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. Следует подчеркнуть, что пребывание в составе Российской империи имело положительное значение для ее народов: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.

  • Вообще, не боязнь авторов концепции слова "пафос", уже само по себе характерно. Пафос — это высшие смыслы. Высшие смыслы, заявленные открыто, это и есть идеология. Идеология, основанная на понимании великого прошлого и гордости за него — возможно, как раз то, что мы так мучительно ищем.

6. Необходимо увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Сейчас культура, как и в прежние времена, снова оказалась на периферии школьного курса отечественной истории. Школьники непременно должны знать и понимать достижения русской культуры Средневековья, Нового времени и советской эпохи, великие произведения художественной литературы, музыкальной культуры, живописи, театра, кино, выдающиеся открытия российских ученых и т.д. Важно отметить неразрывную связь русской и мировой культуры.

  • Акцент на изучение культуры — это очень верное решение. Ибо во все времена, и в современном мире особенно, культура является главным "мягким" оружием. Если позитивный пафос русской истории порой трудно разъяснить, рассказывая о битвах, политических реформах и туманных властных процессах, то это можно сделать с помощью обаяния культуры. Образовательный потенциал русской культуры надо использовать по максимуму. Тем более что современный школьник знает о русской культуре всё меньше и меньше.

7. История религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника. Обязательно также в учебник включать сведения о распространении основных нехристианских конфессий (ислама, иудаизма и буддизма) на российской территории.

  • Представлю себе ту силу сопротивления и истерии, которую вызовет этот пункт. Вот почему комментировать ничего не буду (думаю, ещё будет такая возможность и даже необходимость, и не раз), но только подчеркну, с каким спокойным упорством власть гнёт свою линию по сближению светского и религиозного. Что подчёркивает: этот выбор осознан и системно продуман. Это стратегический выбор русской власти, отчётливо представляющей главную слабость современных русских людей накануне тяжких всемирных пертурбаций.

8. Концептуально важно сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении. При этом на различных стадиях исторического развития ведущим и определяющим могут быть либо экономические, либо внутриполитические или внешнеполитические факторы. Следует создать отчетливое представление у школьников, что революции и гражданские войны являются не результатом внешнего или внутреннего заговора, но следствием объективно существующих противоречий внутри страны.

  • Многофакторность исторического развития — это фундаментальный принцип для верного понимания истории. Если ему не следовать, то не понять историю во всём её великолепии и во всей глубине. Данный пункт — это ответ тем многочисленным (как патриотическим, так и либеральным) попыткам объяснить историю страны примитивно и однофакторно. Скажем, в России случилась революция, потому что царь был плохим. Или потому что большевики за немецкие деньги совершили переворот. И то и другое лишь часть истории, к тому же поданная гипертрофированно. Если в новой концепции удастся избежать такого, это станет блестящим достижением.

Данная публикация была размещена в онлайн-газете РОССИЯ НАВСЕГДА, автор: Эдуард Биров. ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Источник: Записки наивного человека

comments powered by HyperComments

Ещё по теме