05122020Популярное:

Высочайший уровень советской культуры — укор сегодняшней культуре и урок на будущее

«Знаете, коллеги, меня всегда поражал высочайший средней уровень советской культуры. Не какие-то вершины, выдающиеся образцы, а именно средний уровень. 

Вот, к примеру, вроде бы проходная песня. А какая мелодика, какие стихи, какие символы-слова!!!!  Такой смысл. 

Это же потрясающе: «Цвет травы, омытой первым дождём»… 

Ну, да, Пахмутова и Добронравов. Все понимаю, высочайший уровень. 

Но все же это не хит общесоюзного уровня. Проходная, по сути, песня. А, вот… Я до сих пор её помню с 1980х. И неспроста.

И вы послушайте. Стоит того. Красивая песня. 

Если выйдем на этот уровень, на этот средний уровень массовой культуры, никто нас не остановит. Ибо именно это было частью той идеологии, а, вернее, того ощущения общности, чувства «одной крови», что и делает империю Империей. А нам надо быть Империей».

***

Полностью согласен с Дмитрием Евстафьевым и подписываюсь — уровень советской культуры, песен, кино, театра был чрезвычайно высоким. Приведённая песня — ранее мне, кстати, неизвестная — только незначительный пример, а сколько их можно перечислить. Сколько «проходных» художественных произведений, до которых сейчас нашим творцам как пешком до Луны, и сколько жемчужин. 

Сколько талантов! Пахмутова, Добронравов, Резник, Дунаевский, Петров, Бондарчук-старший, Лиознова, Хуциев, Рязанов, Михалков, Френкель, Баталов, Леонов, Чурикова… — можно перечислять бесконечно. Что ни имя, то огромный талант, а за ними система из сотен и тысяч талантливых помощников. Особенно это понимаешь сейчас, когда редкие необработанные алмазы пропадают в гуще бездарностей.

И что ещё важнее — она, эта культура, тянула советских людей, русских в широком смысле, к идеалам, к нравственному совершенствованию, заставляя верить в то, что человек может и должен быть чище и лучше. И это всё несмотря на перегибы коммунистических догм со стороны отдельных карьеристов. И это всё при «ужасной» партийной цензуре, которая, возможно, и ставила на полки какие-то жемчужины, но и защищала культуру от бездарностей, которая формулировала нравственные требования государства и народа к созидателям. Творите не ради денег и славы, а ради народа и светлых идеалов.

Признаюсь, сам регулярно слушаю песни и фильмы 60-70-х, открываю для себя новые — и это помогает преодолевать нынешний цинизм. Вот, к примеру:

Но здесь возникает и другой вопрос-вызов: как при таком уровне культуры и идеалов, как быстро всё это выродилось в потребительство конца 80-х и позор 90-х! 

Ведь те же самые люди, которые пели эти песни у костров, затем считали верхом мечтаний малиновые пиджаки в роскошных лимузинах! Не все, но многие.

Ответ кроется в том, что советская культура и все эти прекрасные творцы не обладали настоящим духовным фундаментом, настоящей веры в Истину — а вера в идеалы коммунизма как в построение рая на Земле не могли стать полноценной им заменой и, как только они свелась к материальному достатку, в одночасье рухнули и система, и сами художники.

Те катастрофические изменения, что с ними произошли после прихода демократии — сравните работы всех из них до и после крушения Союза — более чем наглядно говорят о том, что их талант мог реализоваться не при «рыночной свободе слова», а при системе, ориентированной на высоких нравственных идеалах.

А значит, напрашивается следующий вывод — будущее за совмещением лучшего из советской культуры, системы воспитания и цензурирования с апостольским христианством, православными ценностями.

Источник: Записки наивного человека

comments powered by HyperComments

Ещё по теме