15122017Популярное:

Вот тут содержательно про Владимира и его время. Фильм не так уж далёк от реалий того времени.

Информация к размышлению — Святой равноапостольный великий князь Владимир.

Точную дату рождения Владимира, как и происхождение его матери, летописи до нас донести не смогли. Известно только имя её — Малуша. Кто она была — то ли просто рабыня, то ли чья-то знатная пленённая дочь — доподлинно не известно. В летописях сохранилась только должность девушки — ключница. То есть лицо материально ответственное. Как это согласовывалось с рабским статусом — загадка. Но какой либо значимой роли она не сыграла, после высылки из Киева след её затерялся. По некоторым сведениям будущий воспитатель незаконнорожденного княжича Добрыня был её родным братом, что тоже косвенно вызывает сомнения — как у ближнего дружинника самого Святослава могла быть сестра — рабыня? Ну, да ладно.

Несмотря на факт незаконного рождения и спорный социальный статус матери, отец (великий князь Святослав) и бабушка (великая княгиня Ольга) признали мальчика родным и воспитали его наравне с законными сыновьями — Ярополком и Олегом. В возрасте десяти лет Владимир вместе со своим воспитателем Добрыней отбыли в Новгород, где, собственно, мальчик вырос, возмужал и сформировался как личность. О самом Новгородском княжении юного Владимира сказать особо нечего за небольшим, но очень важным исключением. В этом северном великом городе всегда находилось огромное количество скандинавов с коими бастард очень близко сошёлся. Настолько близко, что скандинавы составляли костяк его ближней дружины долгие годы, а будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон был другом детства Владимира и некоторое время официально числился его дружинником. Вот так — будущий Норвежский король Владимиру присягу верности давал.

В марте 972 года таинственно погибает князь Святослав, и великим князем по закону становится старший сын князь Ярополк, который буквально сразу взъелся на Владимира. Да так сильно, что последний со своими ближними людьми был вынужден бежать в Скандинавию. Сложно установить первопричину столь сильного антагонизма между сводными братьями Ярополком и Владимиром. Утверждают, что ещё в детстве Ярополк всячески обижал и очень сильно издевался над малолетним Владимиром. Справедливости ради необходимо отметить, что Ярополк по натуре был человеком вспыльчивым, конфликтным и с родным братом Олегом тоже не ладил. В 977 году Ярополк пошёл войной на обоих братьев и в бою под Овручем Олег был убит, а Владимир бежал из Новгорода. После Ярополк пытался провести информационную кампанию и убедить древнерусскую общественность в своей невиновности. Но пиар-менеджеры у него оказались никудышные, и за Ярополком прочно закрепилась репутация братоубийцы, на чём впоследствие очень удачно сыграл его сводный брат.

В 980 году Владимир с варяжским войском вернулся в Новгород. Из Новгорода он ушёл в Полоцк, где действительно произошла продемонстрированная в фильме Викинг жуткая история. Полоцкая княжна Рогнеда в резкой форме отказала юному Владимиру, назвав его при всех рабичем (сыном рабыни). Оскорбление было смертельным и смывалось только кровью, причём большой. Почему она так поступила? Кто знает… Известно, что её отец князь Рогволод обещал её в жёны самому Ярополку и, вполне возможно, она себя видела Киевской княгиней. Хотя, это могли быть и банальные сословные предрассудки. Юный Владимир вместе с дружиной Полоцк взяли штурмом, отца и двух братьев Рогнеды убили, а саму девушку прилюдно обесчестили. Увы и ах, но древнерусские порядки мало чем отличались от бандитских понятий 90-ых двадцатого века. С другой стороны, Владимира окружала такая дикая многонациональная ОПГ, что по иному наверное и быть не могло. Дружина (братва) его бы просто перестала уважать, прояви он хоть капельку гуманизма. Да и понятия такого тогда нигде в мире не существовало в принципе.

После Полоцка дружина Владимира идёт на Киев. Народ киевский братоубийцу не поддержал (есть мнение, что эту тему искусственно раздували люди Владимира), и Ярополк вынужден был бежать в Родень, где во время переговоров со своим сводным братом действительно был предательски убит. А вдова Ярополка стала официальной наложницей нового киевского Князя Владимира. В кино этот момент сильно "отгламурили". Близкий друг убитого Варяжко на самом деле долго воевал с людьми Владимира на стороне печенегов, однако, в конце концов признал своё поражение, борьбу прекратил и даже вернулся на древнерусскую службу, в каком чине, правда, неведомо.

Вот такой образ языческого князя Владимира вырисовывается. Кроме Рогнеды у него был четыре(!) законных супруги и бесчисленное количество наложниц. Сам великий князь любил выпить и нрава был необузданного. Вы только вдумайтесь — он жил с женщинами, родителей, братьев, мужей которых убили или по его приказу или при его непосредственном участии. И братоубийцей, к моему глубокому сожалению, он тоже был. Вобщем рыцаря без страха и упрёка из него не получается — уж извините. Типичный представитель древнерусской аристократии своего времени. Но уважаем мы его за дела государственные и духовные, которые поистине — велики. О них речь пойдёт ниже.

Первое, что сделал новый князь киевский — сплавил самых одиозных варягов в Константинополь, что радикально улучшило криминогенную обстановку на Руси. Владимир первым из рюриковичей стал заниматся внутренними административными и финансовыми делами. Если до него всё управление сводилось к назначению наместников, сбору дани да найму рекрутов, а дальше — хоть трава не расти, то при Владимире произошла первая в истории нашей прародины реформа внутреннего управления. Все земли были административно разграничены, в них созданы постоянные органы управления, и, что очень важно для того неспокойного времени — была произведена первая военная реформа, которая заключалась в формировании призывного резерва. В случае войны было точно известно — сколько людей, откуда, и под чьим командованием будет собрано.

При князе был создан совещательный орган из уважаемых людей со всех подвластных территорий. Если раньше великим князьям советы давали только близкие дружинники, то при новом князе голос получили представители других городов и земель, на которых Владимир смог опереться и перестать быть полностью зависимым только от своей ближней дружины. Басни про отношения Владимира и богатырей как раз являются описанием в сказочной форме процесса перерождения дружины из подельников князя, практически ему равных, в его подчинённых. До Владимира временами было сложно сказать, кто кем управляет — князь дружиной или дружина князем. Помните, как несчастного князя Игоря дружина "уговорила" повысить налоговые сборы с древлян? Грустно там всё закончилось. При Владимире дружинники стали теми, кем и положено быть — профессиональным войском на службе у государя.

Князь Владимир первый на Руси стал чеканить деньги — золотые и серебряные. Как без них до того обходились, мне до сих по непонятно. Говорят про шкурки животных, кусочки серебра и иностранную валюту. Кто нибудь представляет, как всем этим можно было рассчитаться на рынке? Забавно, не правда ли? Князь первым из русских правителей осознал, что без денег никакое государство существовать не может. Как не может оно существовать без общей духовной идеи.

Владимир, как правоверный язычник, попытался организовать общую языческую веру для всех русичей. Даже кафедральное капище у Киева поставил, где были собраны идолы всех русских племён. Это нам сейчас кажется, что язычество у всех русичей было одинаковым, однообразным, а на деле каждое племя почитало своего бога главным и других богов скрыто или явно дискриминировало. Попытка создать некую новую общую языческую религию была обречена на провал по ряду причин.

Во-первых, само язычество находилось в глубочайшем кризисе. Рюриковичи так зачистили касту жрецов, что авторитетных духовных лидеров не осталось уже во времена Святослава. Вещий Олег казнил волхвов безжалостно, якобы за неправильные предсказания. Вот бы в наши дни так метеорологов прищучить можно было. Они бы мигом улучшили точность своих прогнозов. Но это всё шутки.

Князь Святослав официально был главным жрецом бога Перуна, а его дружинники помогали ему во время церемоний. Словом, при отце Владимира произошло сращивание власти духовной с властью светской. Народ этого во все времена не любил, и все религии после подобных процессов теряли духовный авторитет. Верующие видели, как княжьи люди убивают их старых жрецов, а боги убийц не карают, Перун не поражает молнией нечестивцев. Вера в таких слабохарактерных богов вполне закономерно слабела. К тому же при Владимире стал сильно меняться социальный и политический уклад. Если старая вера прекрасно справлялась с духовными задачами в условиях разобщённого родо-племенного строя, то в новом, частично централизованном государстве с деньгами и откатом от родовых отношений, нужна была новая монотеистическая религия, объединяющая людей от Волхова до Буга.

Ещё раз повторяю — язычество у русских племён было очень разнообразным и как раз разделяющим наших предков на враждебные племена, а людей надо было как-то объединять. Как известно из летописей, был объявлен открытый конкурс, в котором приняли участие четыре участника: иудаизм, ислам, христианство западного образца и христианство византийское по греческому обряду. Ход тендера пересказывать не буду. Как известно, Русь крестилась по греческому обряду. Далее я попытаюсь изложить свою версию — почему.

Начать надо с того, что мир стал очень тесным. Русичи активно контактировали, воевали, торговали на огромной территории Евразии и с основными религиями в Киеве были прекрасно знакомы. В Европе принятие христианства стало, прости Господи, трендом. К 829 году крестились даже дикие скандинавы. В Восточной Европе главные партнёры Руси или уже крестились, как Польша в 966 году, или, как Венгрия, были на пороге принятия решения. В Средней Азии вовсю распостранялся Ислам. Хазары познакомили наших предков с иудаизмом. В русских городах было уже немало христиан до официального крещения. Княгиня Ольга, вдова Ярополка Ирина, много дружинников были христианами. Как правило русичи, варяги, скандинавы после службы в Византии крестились и возвращались на Русь носителями новой Веры. Несмотря на достаточно сильное официальное противодействие русских властей, новая религия самостоятельно распространялась по Руси. Конечно, в основном в городах, деревня достаточно долго и после крещения оставалась языческой. Вобщем, в конце Х века духовный ветер дул всё сильнее и сильнее. Принятие той или иной монотеистичской религии стало общей практикой на просторах Евразии. И древнерусское руководство во главе с Владимиром стало перед мучительным религиозным выбором, без права на ошибку.

Иудаизм был отвергнут потому, что за ним не было никакой реальной силы. Хазарский каганат разгромлен, а носители этой религии рассеяны. Вполне логично было выдвинуто предположение о слабости самого иудейского Бога. А если ещё иметь ввиду, что сам иудаизм является закрытой для других наций религией, то шансов у евреев совсем не было. Ну и ладушки. А то бы сейчас здоровались с друг другом: Шалом, Иваныч, завтра воскресенье — на работу пора. В воскресенье? На работу? Бред!

С Исламом было сложнее. В летописях пишут, что Владимир даже делегацию в Хорезм посылал для осмотра достопримечательностей и ознакомления с их Верой. Осмотрели, ознакомились и отказались. Злые языки клевещут – мол, Владимиру не понравился запрет на употребление алкогольных напитков. Он ведь был большой любитель выпить. Однако мне кажется, всё гораздо прозаичнее. Религиозные и политические центры Ислама находились слишком далеко от Киева, чтобы хоть чем-то влиять на русскую жизнь. Да и Византия в 10 веке демонстрировала явное военно-экономическое преимущество перед Халифатом.

Окончательный выбор пал на две родственные ветви христианства. Западный вариант проиграл греческому (восточному). А как он тогда мог выиграть? Западная Европа только-только из кризиса тёмных времён выползла и никаких культурных, технических, социальных достижений продемонстрировать не могла. Во всех этих вопросах на Руси князя Владимира дела обстояли гораздо лучше. И люд жил побогаче, и порядка было больше. Это ведь не русичи шли наниматься к шведам или немцам, а как раз наоборот — норманы, даны, свеи массово переселялись на Русь.

Победа Византии в выборе Веры была вполне предсказуема. Византия Х века — единственная супердержава в обозримых пределах. Она наголову превосходила культурно, научно и технологически всех своих соседей, включая Русь. Религия тогда была неотделима от всего вышеизложенного и, соответственно, воспринималась как часть очень привлекательного образа жизни. Культурное влияние на наших предков было огромным. Купцы, воины, знать видели, как разительно отличается Царьград от Киева, как он сильнее и богаче. И поверьте — они тоже хотели так жить. В Византии было лучше абсолютно всё — хозяйственный уклад, ремёсла, науки, управление, флот, армия. Глупо это отрицать или стесняться. Если бы было наоборот, то не наши предки крестились бы, а византийцы принимали язычество по русскому обряду и ехали набираться мудрости в Новгород или Рязань. Явочным порядком христианство греческого образца в конце Х века присутствовало на Руси в таких масштабах, что игнорировать или как-то его давить было уже невозможно. Безусловно, присутствовал и экономический аспект.

Византия была главным внешнеторговым партнёрмом Руси, и, что важно — партнёром старшим, который регулярно вводил торговые санкции против русских купцов в случае внешнеполитических разногласий. Князья Олег, Игорь, Святослав с разной степенью успешности ходили на Царьград требовать их отмены. В случае своего фиаско Византия вполне могла вернуться к прежней контрпродуктивной политике. И последним аргументом был династический брак с сестрой Византийских императоров. Чтобы понимать, как это было важно, достаточно отметить, что на тот момент существовало только два императорских престола. И вот с одним из них Владимиру посчастливилось породниться. Без всякого преувеличения это очень большая удача — князь Владимир стал зятем императоров и почти сравнялся с ними в феодальнoм табели о рангах.

Какой из всех вышеперечисленных факторов стал главным в религиозном выборе наших далёких предков, судить не берусь. Вероятнее всего, они вместе склонили чашу весов в сторону принятия христианской веры по греческого обряду, позднее ставшей неотделимым от русского народа православием.

В заключение очень хочется сказать, что у нашей Родины нет истории плохой или хорошей. Она есть такая, какая есть, и мы не можем её изменить или умолчать. Её надо знать, принимать и гордиться ею. Великий князь Владимир начал свою историю как дремучий, необузданный, языческий князь, а закончил великим государственным деятелем, первым увидевшим в Руси не просто территорию с коей просто собирают дань, а страну, которую необходимо строить. Его предшественники на княжеском посту вообще не интересовались жизнью своих поданных – главное, чтоб платили вовремя, да в походы быстро собирались. Владимир первым узрел в диких племенах Народ, и он дал ему новую единую Веру. Веру, ставшую впоследствии тем стержнем, вокруг которого сформировалась русская нация.

Источник: bulochnikov

comments powered by HyperComments

Ещё по теме