18042019Популярное:

Транспортная скрепа России

rusrand
________________________

Фрагмент из пятого тома "Национальной идеи России"

Роль транспорта и транспортной инфраструктуры как скрепляющего начала для территории страны достаточно очевидна. Факторами, воздействующими на транспортную связанность территории являются условия и обстоятельства, влияющие на выполнение территорией своих функций по транспортной и инфраструктурной связанности страны. К таким факторам относятся: транспортная связанность территорий, транспортная насыщенность территорий, обустроенность и транспортная доступность территорий, наличие транспортных анклавов (эксклавов), финансовая доступность транспорта, транспортное освоение территорий, освоение через развитие транспортной и иной инфраструктуры.

Основными задачами государственной политики в области освоения пространственного ресурса являются: развитие транспортной сферы как надотрасли экономики, повышение скорости доступности специальных служб, введение нормативов транспортной доступности, государственное финансирование развития транспортной инфраструктуры, развитие местного транспорта на региональном и муниципальном уровне, развитие малой авиации, использование внутренних водных путей в труднодоступных населенных (ненаселенных) пунктах. 

Обустроенность территории Российской Федерации весьма неравномерна. Наблюдается значительный контраст между развитой европейской частью страны и ее северной и азиатской частями. При этом вследствие ухудшения инженерного обеспечения густота железнодорожных путей в ряде ее приграничных субъектов имеет тенденцию к снижению. Происходит это в Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Краснодарском, Хабаровском и Приморском краях, Брянской, Воронежской, Курской, Псковской, Мурманской, Калининградской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Новосибирской, Омской, Амурской и Сахалинской областях. Правда, в случае Ингушетии, Краснодарского и Хабаровского краев, а также Брянской, Воронежской, Курской, Самарской, Новосибирской, Омской и Амурской областей заметна тенденция к увеличению густоты автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, равно как и в большинстве других регионов России. Следует, однако, подчеркнуть, что конституциями и уставами ряда субъектов Российской Федерации к их ведению, наряду с энергосистемами, отнесены региональный транспорт и соответствующая региональная инженерная инфраструктура.

Что касается воздушного транспорта, то здесь износ парка, прежде всего в субъектах азиатской части России, оказался столь велик, что, несмотря на постоянное повышение тарифов, местные авиалинии перестают быть рентабельными и закрываются. По данным отдельных источников, объем авиаперевозок сократился в 4-10 раз. Износ парка воздушного транспорта и непрерывное повышение тарифов, прежде всего пассажирских, фактически ведут к утрате российским обществом своего пространственного единства как на общегосударственном, так и на межрегиональном и региональном уровнях. Дальний Восток оказался слабо привязан к общероссийскому экономическому, информационному и транспортному пространству, что представляет собой угрозу национальной безопасности страны.

Наблюдается также оборванность и разорванность линий транспортного каркаса пространства России, поскольку ее опорный каркас складывался и развивался в СССР без учета границ его республик, не оказывавших никакого влияния на трассировку железных дорог. С приобретением этими границами статуса государственных оказалось, что транспортные линии, подходя к Государственной границе России, не имеют завершений в виде значительных центров, способных служить контактными узлами (за исключением Мурманска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новороссийска и Владивостока). При этом такие важнейшие магистрали, как Транссиб и дорога от Москвы на Ростов-на-Дону через Тулу – Курск – Белгород проходят по территории других государств: Казахстана (на участке Транссибирской магистрали между Челябинском и Омском) и Украины.

Вдоль Волги на значительном ее протяжении параллельно руслу прошли железные дороги – Предволжская и Заволжская. При этом крупнейшие реки России впадают или в мелководные заливы и проливы (такие как Дон, Амур), или в замкнутые водоемы (такие как Волга), или в арктические, покрытые льдом моря (Северная Двина, Печора, Обь, Енисей, Лена) с небольшим по объему или практически отсутствующим международным судоходством, на которые приходится большая часть периметра морских границ России. Отсюда в устьях лишь некоторых больших рек возникли крупные города, в то время как большинство важных речных путей завершаются малыми городами или даже поселками.

Неравномерное распределение населения по территории России крайне отрицательно сказывается на всех сферах жизни общества и государства. Возникает угроза территориальной целостности: регионы страны инфраструктурно не связаны друг с другом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Источник: Записки наивного человека

comments powered by HyperComments

Ещё по теме