24092020Популярное:

Редкий пример достойного российского кино. О Белоруссии

Случайно и очень кстати наткнулся на редкий пример удачного современного российского сериала «Лето волков» аж 2011 года. Наверняка книга В. Смирнова «Тревожный месяц вересень», по которому он снят и первая советская экранизация лучше (к стыду своему не читал и не смотрел), но для российского кино фильм Дмитрия Иосифова —  очень приличное произведение, по-настоящему художественное, а не мыльное.

История увлекает и закрученностью сюжета, и раскрытием характеров, на редкость удачно сыгранных актёрами, в т.ч. молодыми, и народным юморком, даже мудростью в диалогах жителей белорусско-украинской деревни в последний год войны. С отличным музыкальным сопровождением неизвестного мне композитора Муратова, эмоционально дополняющим пространство картины. И что ещё большая редкость — с отличной режиссурой: почти нет лишнего кадра, даже мелкий эпизод имеет значение.

Но больше всего подкупает достойное прочтение жизни того времени — сурового и героического, без пошлости (хотя любовных линий и поводов было достаточно), без чернухи об ужасных НКВДшниках (наоборот, они предстают усталыми блюстителями послевоенного порядка), без идеализации народа, но с любовью к нему. Западнорусская речь произносится как разновидность русского языка, а потому воспринимается как родная, но при этом психология «хата с краю» и бандистская суть бандеровцев, которых поддерживала часть населения, переданы честно.

Молодой советский лейтенант Иван приходит в деревню как победитель и в ожидании спокойной мирной жизни, но с первых кадров видно, в каком напряжении и испуге живут местные. И причина в том не тяжести послевоенной жизни и даже не страшные чекисты, а террор бандеровцев и полицаев, которых не успевают вычистить из лесов (все силы СССР направлены на то, чтобы добить фашистов в Берлине). Постепенно в фильме раскрывается, какие зверства они творили в деревне, как и почему с ними сотрудничали местные жители, как они оставили подпольную сеть, с помощью которой их снабжали всем необходимым в лесу.

По большому счёту всем в деревне Глухари наплевать на такое положение дел, они либо боятся, либо хатаскрайничают, либо даже сочувствуют, а глава колхоза (Скляр), бывший партизан, у которого полицаи убили сына, махнул рукой в бессилии и даже приспособился. Но солдат, который тоже сначала хотел вернуться на фронт, после того как полицаи повесили прежнего милиционера решил не уходить от ответственности, и — вот важный момент! — вокруг него потихоньку стали мобилизовываться люди. Причём это не проговаривается напрямую, а косвенно показывается: если на первых в фильме похоронах почти никого из местных не было, то последние похороны собрали уже всю деревню, которая почувствовала себя единым целым.

Фильм достоен серьёзной рецензии, так как в нём помимо прочего выведены важные характеры: западнорусской красавицы-спивачки, любительницы красивой жизни, которая сотрудничала с полицаями, но у которой тем не менее осталось что-то человеческое, хотя постоянно побеждала тяга к роскоши (очень достойная роль неизвестной мне Марии Куликовой); великолепно сыгранной Верой Кавалеровой бабушки солдата, как тип матери-старушки-защитницы, мудрой и работящей без устали, острой на язык, сохраняющей православную веру; главы колхоза Скляра, в скупых монологах которого рассказана бурная комсомольская молодость, когда рушил церкви и запускал в небеса первые самолёты на резиновых жгутах, и страшная оккупация немцами, когда он партизанил и видел, как его сына повесили на таком же жгуте; хитрого и тянущего себе в карман всё, что плохо лежит, мужичка Пропиленко, типичного хатаскрайника, который тем не менее набирается мужества и помогает лейтенанту. Помимо главных героев в фильме красочно выведены персонажи второго уровня, без которых не бывает больших произведений (к примеру, местный дурачок или присоединившийся к бандеровцам Сеня).

Безусловно, есть в картине и недостатки (в частности, чуть наигранные фразы, плохая игра матроса, странная развязка), но всё это не портит общего впечатления от качественной драматичной киноповести. Как же приятно встретить, путь и с запозданием, достойное современное кино, которое цепляет, заставляет задуматься и просмотреть ещё раз. И что-то мне не помнится, чтобы его агрессивно рекламировали и горячо обсуждали так же, как Зулейху или Матильду.

P.S. Посоветуйте, если знаете другие фильмы 2000-х, о которых мало говорят, но которые достойны внимания.

Источник: Записки наивного человека

comments powered by HyperComments

Ещё по теме