24042019Популярное:

Программа по спасению сельского хозяйства России

Знаю, что многих часто интересует не критика власти (даже конструктивная) и не разговоры о вечном (пусть и очень нужные, основополагающие), а конкретные предложения в конкретных отраслях жизнедеятельности страны по восстановлению, улучшению и развитию. Сельское хозяйство — одна из больных тем России на протяжении всей нашей истории, и в особенности 20 века. После геополитической катастрофы 90-х усилиями новой российской власти удалось восстановить отдельные предприятия и отрасли, создать "точки роста", но системной программы-стратегии по сельскому хозяйству, кардинально улучшающей состояние сельских земель, составляющих огромную часть России, не существует. В рамках "Национальной идеи России" Центр предлагает такую стратегию.

rusrand
_______________________

Фрагмент из 6-томника "Национальная идеи России"

Кризисную ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве России ввиду усиления межотраслевого дисбаланса рентабельности с остальными сферами агропромышленного комплекса, значительно усугубляет отсутствие комплексной стратегии государственной поддержки аграрной сферы. Реализуемые государством меры поддержки сельского хозяйства носят ограниченный, половинчатый, а иногда и противоречивый характер и не образуют целостную систему, направленную на повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного комплекса, а потому малоэффективны. В связи с этим необходимо разработать комплексную стратегию государственной поддержки сельского хозяйства, а также заложить в структуру федерального бюджета расходы на сельское хозяйство как одну из стратегических позиций расходной части. Предлагаем вашему вниманию такую стратегию, содержащую системные госуправленческие решения главных проблем сельского хозяйства России.
Проблема слабого регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия решается посредством развития вертикально интегрированных структур (агрохолдингов, агроконцернов, агрофирм) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Проблема существенного снижения качества трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, что проявляется в старении трудоспособного населения, ухудшении его здоровья, снижении общего уровня и качества образования и приводит к оттоку сельской молодежи, а также наиболее образованных и квалифицированных кадров из сельского хозяйства в другие сектора экономики, решается посредством повышения уровня заработной платы до среднего уровня по стране, воссоздания системы распределения студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, с обязательной отработкой нескольких лет по месту распределения.

Проблема деградации земельных ресурсов решается посредством развития арендных отношений на земельном рынке и перевода земельной реформы на путь укрепления государственной и муниципальной земельной собственности (собирание заброшенных земель, изъятие сельскохозяйственных земель, используемых нецелевым образом, перевод неоформленных земельных долей, выкуп земельных долей и т. д.). Действенным направлением совершенствования земельного законодательства РФ может стать принятие специального закона об аренде земли, а также государственной программы коррекции земельной реформы в сельском хозяйстве страны.

Решением проблемы ухудшения плодородия почв является развитие научной поддержки АПК, т. е. формирования сети информационно-консультационных служб. Необходимо ужесточение ответственности лиц, не обрабатывающих или нецелевым образом использующих земли сельскохозяйственного назначения, а также введение инструментов поощрения землепользователей, выполняющих работы по охране земли и восстановлению плодородия почв.

Для обеспечения продовольственной безопасности России требуется повышение эффективности государственного регулирования внешнеэкономических связей, обеспечивающего защиту внутреннего продовольственного рынка протекционистскими таможенно-тарифными и нетарифными методами регулирования, рационализацию структуры экспортно-импортных поставок с соблюдением баланса экономических интересов предприятий и населения, превращение импортных пошлин в источник целевого финансирования отечественных сельхозтоваропроизводителей, для чего необходимо принять соответствующий федеральный закон.

Необходимо воссоздание духовно-нравственной основы жизнедеятельности сельского населения и соответствующие усилия государства, направленные на устойчивое развитие сельских территорий.

Реализация концепции устойчивого развития сельских территорий предполагает учет этнических особенностей российского сельского образа жизни, его пространственной специфики, роли сельской местности в реализации российских геополитических интересов, природно-климатических и социально-экономических особенностей регионов. Это означает необходимость переориентации агропромышленной политики государства в направлении сочетания региональных программ поддержки сельского хозяйства с федеральной, реализация которых является условием модернизации аграрной отрасли, роста уровня жизни на селе. Устойчивое развитие сельских территорий требует совершенствования системы расселения сельских жителей, включающей предварительную санацию сельских населенных пунктов с последующим комплексным развитием всех типов сельских поселений, выделение базовых поселений как центров обслуживания группы сельских населенных пунктов и создание на их основе аграрных комплексов (на базе районных центров), развитие взаимосвязи сельских поселений между собой и с районными центрами для преодоления их изолированности.

Создание таких аграрных комплексов с передовой социально-производственной инфраструктурой должно привести к значительному повышению эффективности сельскохозяйственного производства и решению многих социальных проблем.

Подобный путь развития агропромышленного комплекса используется в нескольких странах. Особо можно отметить подобный опыт в соседней с Россией стране – Белоруссии. Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 гг. в Белоруссии запланировано формирование 1481 агрокомплекса с передовым уровнем культурно-бытового обслуживания, развитой современной инфраструктурой. Они создаются на базе сельсоветов и центральных усадеб сельскохозяйственных организаций и должны стать притягательными центрами для жителей расположенных вблизи сел и деревень. Помимо создания комфортных условий для проживания, предусмотрены меры по техническому перевооружению базовых хозяйств, а также по повышению плодородия земель.

Такие аграрные комплексы должны служить активными проводниками новых технологий и высоких социальных стандартов. Вокруг них концентрируется крупнотоварное аграрное производство. Условия жизни в них должны максимально приближаться к городским. Для этого ускоренными темпами ведутся работы по их газификации и телефонизации (с расширенным использованием мобильной связи), а также строительство современных дорожных магистралей. Следует отметить, что создание подобных аграрных комплексов начинается и в России, где это весьма целесообразно. Для этого необходимо принять комплексный федеральный закон «Об устойчивом развитии сельских территорий», в соответствии с которым будут реализовываться соответствующие ФЦП и будет выделяться финансирование. Также необходимо принять федеральный закон «О системе расселения в Российской Федерации». Предлагаются подробные управленческие решения с указанием ответственных органов.

Источник: Записки наивного человека

comments powered by HyperComments

Ещё по теме