18062021Популярное:

Правил больше нет

Вся эта история с самолетом и принудительной посадкой его в Минске какого-то особого значения и уж последствий, конечно, иметь не будет. Да, это конкретная трагедия для конкретного человека, ради которого были совершены столь беспрецедентные действия, но через неделю что-нибудь случится еще, и о нынешнем инциденте забудут. Как забыли аналогичные инциденты с принудительной посадкой других самолетов в других странах и даже казнями изъятых из них пассажиров. Проблема, видимо, в другом.

Правило «Правил больше нет» (а оно сейчас, пожалуй, становится ключевым во всех отношениях — и международных, и внутренних) — это, вообще-то говоря, улица с двусторонним движением. С каждым подобным инцидентом тормоза работают всё хуже, и в какой-то момент произойдет то, что бывает с любым автомобилем, у которого вытечет вся тормозная жидкость.

Допустим, завтра так же принудительно посадят самолет, в котором будет сидеть в качестве обычного пассажира, ну, допустим, писатель Захар Прилепин. Не велика фигура, но все-таки медийно известная. Выведут болезного под ручки и начнут процедуру экстрадиции на территорию Украины по обвинению в участии в незаконных вооруженных формированиях. Раньше это было бы глупой шуткой. Сейчас — ну, а кто его знает. Правил больше нет.

Правила — штука обременительная. Но в то же время они создают зону пониженного риска, для того и принимались. В конечном итоге их принимают в том числе и потому, что это выгодно. А вот отсутствие правил — не выгодно.

С пиратами борьба шла ни шатко, ни валко, пока морские перевозки не стали страховать, причем это стало именно правилом: море все-таки, всякое может случиться. И наличие пиратов стало обременительным экономически и финансово — слишком высоко страховщики стали оценивать перевозки грузов через пиратские зоны. Дешевле оказалось истребить их под корень. Сомалийских пиратов, к примеру, победил Lloyd’s of London, который поднял ставки и выжидательно посмотрел на морские сверхдержавы — вы там как, ребята? И ребята тут же отрядили в опасную зону военные корабли с приказом топить любого, кто рискнет. Ну, а потом, конечно, спасать тонущих. Правила все-таки…

Мир сегодня на переломе. Ломается через колено предыдущий мировой порядок, на его руинах создается что-то новое. Что — пока непонятно. Но ключевым маркером строительства нового мирового порядка станет выработка новых правил и механизмов по их соблюдению. Если потребуется — то принудительного. Сомалийские пираты, возможно, даже не в курсе существования морского права, но когда потребовалось — им его разъяснили в предельно доходчивой форме.

И в этом смысле пока пиратство и терроризм в том числе и на государственном уровне — это явление временное. Так как у любой катастрофы есть один, но очень хороший момент — она всегда заканчивается. И потом наступает период относительно стабильного и правильного (от слова «правила») существования. Пока любой террорист вполне может чудить как ему вздумается. Это нехорошо, но это специфика текущего момента. И только. Потом ему (или кому-то другому) все равно объяснят, причем в крайне очевидной форме, что он был неправ.

А пока людям, которые могут быть задержаны западным правосудием по любым обвинениям, лучше всего воздержаться от полетов. И от морских путешествий на всякий случай тоже. Вероятность того, что в ответ что-нибудь прилетит, достаточно высока.

Источник: Эль Мюрид

comments powered by HyperComments

Ещё по теме