14122017Популярное:

Подробная рецензия на «Коловрата»

http://portal-kultura.ru/articles/cinema/176008-kolovrat-eto-zvuchit-gordo/

Режиссер Джаник Файзиев подчеркивает, что «Коловрат» — не летопись, а легенда. Однако вот парадокс — от фильмов, авторы которых клялись, что «сценаристом был лично Нестор», эта картина отличается очень педантичным следованием первоисточнику — «Повести о разорении Рязани Батыем». В нее-то и входит предание о Евпатии Коловрате, наделенном всеми чертами былинного персонажа. Повесть — не документальная хроника нашествия, а, скорее, сентиментальный роман. Он бьет по эмоциям, ужасает читателя картинами гибели великого «узорчатого» города, первым принявшего удар нашествия, восхищает отвагой русичей, готовых сражаться «два против тысячи». По сути, перед нами русская «Песнь о Роланде» — история поражения, которое великолепнее иных побед.

«Легенде о Коловрате» удалось удивительно точно передать взволнованную интонацию первоисточника. В фильме нет цинизма, постмодернизма, нарочитых «снижений пафоса». Но и динамики при этом ему не занимать. Если сравнивать творение Файзиева, скажем, с таким «шедевром» китайского кино, как «Битва у Красной скалы» (фильм снят по историческому эпосу «Троецарствие»), то «Коловрат» — явно лучше: он свободен от бессмысленных длиннот и многозначительных сцен ни о чем. Действие внятно, сюжет крепок, каждый эпизод на своем месте.

В оригинальном сюжете «Повести» сценаристы ничего не напутали — на месте и посольство княжича Феодора к Батыю, его гибель в чужой земле, возвращение Коловрата на родное пепелище и отказ владимирского и муромского князей от помощи рязанцам, победа Евпатия над ордынским воеводой и выбранный Батыем экзотический способ убить героя. Сохранено множество мелких штрихов оригинального текста повести: например, картина мертвой Рязани и почерневшего собора. Из летописного рассказа взята фраза: «Когда мы все умрем, тогда и ваше все будет».

Изменены лишь некоторые частности сюжета древнего рассказа. Во-первых, те, что были технически неподъемны для скромного бюджета фильма, — как кровопролитная битва рязанских князей с Батыем в чистом поле. Во-вторых, те, что могли быть превратно поняты современным зрителем: княгиня Евпраксия сбрасывается с ребенком со стены не от горя по убитому мужу, а преследуемая врагами.

Поразительно для современного отечественного кино чувство самобытности русской цивилизации в ее характерных чертах. Несмотря на зиму, все действие развивается вокруг рек — по их льду наступают монголы, по ним спасаются на санях с парусом (вариант римской парусной телеги) маленькие беженцы. Создатели фильма придумали немало оригинальных ходов, а не только заимствовали — как это иногда принято — иноземные образцы. Идея с постепенно возвращающейся памятью героя претендует на глубокий философский смысл — пора уже Руси вспомнить все и стать самой собой.

Что-то, впрочем, было упущено: на князя стоило бы надеть великолепные «рязанские бармы», а в церкви — поставить икону Николы Заразского, в цикле преданий о которой и сохранилась легенда о Коловрате. Показывая штурм города монголами, не следовало забывать о самом страшном их оружии. Оно называлось «хашар»: заложников-пленников гнали перед собой штурмующие.

В чем центральная причина успеха «Коловрата»? Прежде всего, Джаник Файзиев отказался от искусственной порчи: он не переименовывает Добрыню в Свенельда, не вымазывает своих героев в грязи, не кладет нарочито корявые бревна.

Источник: Разговоры о самоопределении русского народа

comments powered by HyperComments

Ещё по теме