13112019Популярное:

Огнепальный Протовöсясь

Перформанс пожилого ижевского философа Альберта Разина был так ярок, что не мог не привлечь внимания. Об этом факте пишут все, но все больше по верхам, а нам ведь интересны корешки,  правда? Вот  и попробуем разобраться в подоплеке…

Официальной причиной данного casus mortale стал протест против ущемления в Удмуртии прав удмуртского языка, — и это, видимо, так, — но с какой стати? Удмурт кыл в республике не пария, Сохранение и развитие языка и культуры удмуртского народа гарантируется республиканской конституцией (ст. 2.2) и обеспечивается специальным Законом, его преподают в школах, и сверх того, республиканские власти принимают все меры для его пропаганды и глубокого изучения.

Почему Альберту Алексеевичу всего этого не хватало настолько, что он счел возможным выразить свое мнение столь экстралегальным способом? Вероятно, в связи с его крайне радикальными убеждениями: он выступал за максимально возможную "удмуртизацию" республики, — вплоть до возрождения древних религиозных культов (и сам проводил обряды в роли то ли вӧсяся, то ли усися), — в связи с чем поругался с главной "национальной" организацией республики, "Удмурт Кенеш", и примкнул

к более "национально сознательным" из  "Удмуртлык", — но и на его фоне оказался радикалом: эта организация, в общем, пока что занимается просветительскими проектами, а г-н Разин склонялся к "политизации", создавая общественные организации типа "Совета удмуртских старейшин", и очень огорчаясь тем, что они затухают сами по себе, ибо, как он полагал (спасибо за перевод Кате Морошкиной) "без жестких мер наш язык скоро умрет естественным путем".

Это объективные факты.
Теперь: факты, основанные на мнениях тех, кто в теме, независимо от взлядов:




Можно и больше, не незачем.
Итак,

очень пожилой, очень больной, очень радикально настроенный интеллигент, на пенсии исследовавший древние уральские культы (в том числе, традицию "священной смерти") и очень тяжело переживавший свою выключенность из общественной жизни, в максимально жесткой форме выразил протест

против того, что ему не нравилось, при этом (что подтверждает и супруга Юлия, и редактор его книги), вовсе не собираясь умирать, — но "что-то пошло не так". Случилась трагедия. Но "ТАКОЙ пользы удмуртскому движению" не было со времен каких-то Кузеб, и теперь можно ждать подвижек,

вплоть до "возможно, приобретения своей субъектности". И что важно отметить, на трагедию мгновенно, в очень конкретных тонах откликнулся весь "финно-угорский мир", — сперва венгерские "уралисты", затем финские и эстонские, а затем и радикальная российская эмиграция.

А теперь от себя.

Я, безусловно, не вправе предполагать, что человек, о котором нам уже кое-что известно, сделал то, что сделал, в итоге общения с кем-то, заинтересованным в создании образа "мученика идеи", и коль скоро не вправе, не предполагаю, —  но на месте тех, кому положено, я бы все-таки тщательно проверил круг общения покойного в социальных сетях. Хотя, думаю,  они это сделают и без моих рекомендаций, —

если, конечно, работать в этом направлении разрешит руководство. А руководство, к слову, может и не позволить. Если вспомнить, какие структуры некогда готовили распад СССР,  создавая разнообразные "культурные ассоциации" с тенденцией перерастания в "народные фронты", очень даже может. Ибо если с татарским языком, как потенциальной "тюркской латынью" in future нынче все ОК,  то довольно-таки

хиленький, несмотря на все гранты движ "нативных уралистов", во спектре, от невинных, как говорят на Украине, "просвiт" до (пока что) кухонных борцов за "Идель-Уральскую Федерацию", — крайне нуждается в "героях и мучениках". Дабы сельско-поселковый молодняк, чем фигней маяться от безнадеги, глядя на светлые лики, проникался великой целью, — а какой, это уже и покажут, и объяснят.

На чем, собственно, и dixi.
А все остальное давно уже сказано в "Послании к брякам"…

Источник: Дорога без конца

comments powered by HyperComments

Ещё по теме