17062019Популярное:

Объединение русских земель вокруг Москвы

rusrand 
__________________________

Фрагмент из монографии "История России. Учебник для учителя"

Причины социально-политической модернизации Московского княжества в последней трети XIV в.

В 60-е годы XIV в. Великое Московское княжество оказалось на пороге важных социально-политических перемен, которые привели его к новой волне модернизации. Успешный процесс объединения русских земель вокруг Москвы спровоцировал стремительное нарастание конфликтных ситуаций по двум направлениям. Первое направление было представлено серией конфликтов между Москвой и крупными феодальными центрами Руси, не желающими подчиняться ей и терять свою самостоятельность.

Второе направление было тесно связано с первым. Дело в том, что эти феодальные центры уже не обладали достаточными военно-экономическими и людскими ресурсами, чтобы сопротивляться Москве. Поэтому они были вынуждены искать поддержки за рубежом. Эту поддержку им могли оказать в первую очередь Великое Литовское княжество и Золотая Орда. Обе эти страны стремились упрочить свое влияние на Руси, и расширение границ Великого Московского княжества воспринимали как удар по собственным государственным интересам.

Крупные феодальные центры Руси, ставшие именовать себя с XIV в. «Великими», в основу своей внешнеполитической ориентации положили как религиозно-политический, так и географический фактор. Великий Новгород, Великое Тверское и Смоленское княжества тяготели к Литве, разделявшей их политические взгляды и принявшей систему ценностей оборонительно-мобилизационной идеологии. Великое Рязанское, Ярославское, Ростовское и Суздалько-Нижегородское княжества придерживались оборонительно-согласительной линии. Признавая над собой власть царя-чингизида они искали у него защиты против Москвы. Другой причиной социально-политической модернизации стало успешное распространение идеологии стригольничества, сложившейся в Пскове и со второй половины XIV в. грозившей охватить всю Русь.
Стригольники отрицали нормы православной государственности, сформулированные на V Вселенском Соборе, считая, что христиане должны придерживаться только соборного (общинного) устройства и не допускать политической иерархии, ведущей к социальному неравенству. Их идеалом была бедная церковь и бедное общество, свободные от стяжания материальных благ. При этом они держались принципа непротивления злу насилием, уповая исключительно на силу молитвы. Победа их идеологии вела к гибели на Руси государственного устройства, делая ее совершенно беззащитной против внешних врагов, стремящихся уничтожить ее как православную державу.
В этих условиях, когда шел активный процесс поглощения православных земель иными государствами, уже не вся, а только северо-восточная Русь во главе с Москвой оставалась последним оплотом славяно-православной цивилизации на государственном уровне.

Поэтому, чтобы оставшаяся часть Руси не стала легкой добычей своих противников, надо было усилить властные централизованные начала в управлении страной и подавить стригольничество. Это можно было сделать, подчинив Москве те феодальные центры, где эта ересь получила известную поддержку (Псков, Новгород, Тверь), а также соседние центры, которые могли оказаться в сфере влияния стригольничества. Миролюбивая позиция духовной власти в этом вопросе не дала нужных результатов, ересь продолжала расти и крепнуть. Настала пора усиления светской власти, готовой перейти к решительным действиям.

Источник: Записки наивного человека

comments powered by HyperComments

Ещё по теме