15122017Популярное:

Моё большое интервью старообрядческому порталу о старой вере, русской идентичности и русской цивилиз

http://ruvera.ru/articles/holmogorov_interviu

Сейчас много говорят о русской цивилизации и об её привлекательности, однако для достижения этой самой привлекательности даже внутри страны делается немного. Что, по-вашему, нужно делать?

Чтобы решить такую задачу, нам необходим новый подход к образованию, подход, который даст новые ориентиры для подрастающего поколения, включая будущую интеллигенцию. Сегодня часто заметно, что даже та часть интеллигенции, которая формально рассматривает себя в качестве русских националистов, патриотов, часто высказывает неприязнь по отношению к стране, этакую крипторусофобию. Они так говорят:

Да, так получилось, что я родился здесь, что я русский, но на самом деле Россия — это ужасно, отвратительно, неэстетично, но я должен как-то за нее выступать, при этом я понимаю, что истина — это Запад.

Так вот, нам нужно систематическое воспитание в русском эстетическом вкусе, чтобы человек радовался, видя русский пейзаж, чтобы ему были интересны монастыри, церкви, старые дома, усадьбы, древности и святыни родной страны. Чтобы он, глядя на какие-то недостатки нашей жизни, думал, что можно сделать для того, чтобы исправить их.

Но этого не добиться без всеобъемлющей школы эстетического воспитания в координатах русской эстетики. Такое образование должно начинаться со школьной парты. Наш школьник должен, с одной стороны, уметь читать и понимать икону, с другой — испытывать некоторое раздражение от излишнего натурализма сюжетов западноевропейской живописи.

Мне в этом смысле очень помогло в детстве знакомство с двумя художественными альбомами, стоявшими на одной полке в доме моих родителей, автором и того и другого был знаменитый искусствовед В.Н. Лазарева. В одной книге, «Старые европейские мастера», были картины европейских мастеров с рубенсовскими женщинами, Рембрандт, Хальс и т.д. Другой книгой был роскошный цветной альбом «Московская школа иконописи». И вот, листая обе книги в детстве, я проникался этой золотоносной иконописной эстетикой. Понимал, что это точно мое, а другое, пусть в чем-то красивое, — чужое. Что одно — искусство плоти, в крайнем случае — души, в другом — искусство духа.

В старших классах в кабинете литературы мне попалась книга «Библиотека Древней Руси, XIV век. Житие преподобного Сергия», я утащил ее домой, погрузился в это Житие. И появилось ощущение, что вот это твое. Европейские хроники о подвигах рыцарства тоже интересно, но это не твое, это чужое. Последовательная система различения «свое-чужое» должна у нас вырабатываться с детского сада, никакого космополитизма в этом вопросе быть не должно.

Источник: Разговоры о самоопределении русского народа

comments powered by HyperComments

Ещё по теме