24112017Популярное:

Малороссия. История слова. История смысла.

Двухчастный исторический очерк об истории слова и смысла «Малороссия».

Рождение Малой Руси. Термин и смысл. https://tsargrad.tv/articles/rozhdenie-maloj-rusi-termin-i-smysl_75118

Рождение Малой Руси. Знамя единения. https://tsargrad.tv/articles/rozhdenie-maloj-rusi-znamja-edinenija_75315

Никакого воссоединения «Украины» с Россией не произошло. Было принятие под царскую руку православной Малой Росии. Россия соединялась с Россией. А Украина в то время существовала в основном в переписке польских панов.

Итак, подведем краткий итог.

«Малая Русь» сперва возникла как своеобразный «поручик Киже» патриаршей канцелярии в Константинополе. Этим термином — «Микра Росия», Микророссия, обозначали Галицкую Русь, которая пыталась вытребовать себе отдельного митрополита. Термин возник через противопоставление Микророссии целостной «Великой Руси», «Всей Руси».

Именно в этом статусе церковно-сепаратистского проекта «Микророссия» она и просуществовала весь XIV век, фигурируя почти исключительно в документах византийской церковной дипломатии, и лишь иногда заимствуясь оттуда князьями галицкими и королями Польши.

К концу XIV века, когда борьба князя Ольгерда за создание свой отдельной от Москвы Русской митрополии закончилась провалом, канцелярский термин «Микророссия» был забыт и в Византии, и в России, и в Польше-Литве. Его помнило лишь небольшое число высокообразованных, знавших греческий, клириков.

Из небытия «Малая Русь» выплывает лишь в самом конце XVI века, в годы напряженной борьбы православных в Речи Посполитой против духовного порабощения, которое несла с собой Брестская Уния.

«Малая Русия» становится термином-знаменем Иоанна Вишенского, так обозначающего территорию войны, пространство борьбы с Унией, на котором православие было испорчено предательством иерархии и латинством да лядством «бывших русин». Она противопоставляется «Великой России», где православие свято, цело и крепко. В терминологии Иоанна Вишенского, таким образом, сразу заложен был объединительный потенциал на общих православных началах.

Постепенно «Малая Русия» становится общим местом у православных полемистов с унией, «территория войны за Православие» начинает обозначать на высоком школярском языке вместе с тем и страну. Именно из этого школярского языка высокообразованных православных мирян и клира «Малая Русь» и превращается в политический термин, благодаря деятельности такой парадоксальной и противоречивой фигуры как Иван Выговской, глава дипломатии и канцелярии Богдана Хмельницкого. Именно в его речах формируется концепт Малой России как страждущей православной страны, которая стремится под руку Алексея Михайловича, царя Великой России.

Этот концепт и становится постепенно дипломатическим и канцелярским термином и у казаков и в Москве, приобретая сакральное значение в торжественных речах Переяславской Рады — именно Малую Росию, согласно речи Хмельницкого, берет под свою руку Царь Восточный. И эта сакрализация находит отражение в царском титуле Алексея Михайловича, через который она становится географическим понятием, именем страны.

Источник: Разговоры о самоопределении русского народа

comments powered by HyperComments

Ещё по теме