19042019Популярное:

Либералы и революционеры

"Многие этогого не могут понять. Что общего между смиренным либералом и революционными крайностями? Так смотрят люди, думающие только о программе либералов. Самом собою, революционные крайности вытекают не из положительных требований либералов, сами революционеры над ними смеются как над глупостью и непоследовательностью. Революционные крайности вытекают их общего миросозерцания, которое в одну сторону создаёт недодуманные до конца, половинчатые, а иногда иезуитские либеральные требования, в другую же — вполне логично и последовательно стремления революционные. Наши "передовые" создают революционеров не своими ничтожными либеральными программами, а пропагандой своего общего миросозерцания. Если б они отказались от этого общего миросозерцания, то подорвали бы одновременно и свои либеральные стремления, которые им самим тут показались бы смешными, и революционные стремления, которые тут в первый раз предстали бы пред ними не как крайность, а как безумие. До тех же пор, пока "передовые" остаются при своём миросозерцании, они непременно будут создавать революционеров. Желая того или не желая, они будут вырабатывать молодёжь в наиболее пригодном для революции духе и даже подсказывать ей способы действия — своей ложной характеристикой всего окружающего".

Написал это выдающийся русский мыслитель Лев Тихомиров, о котором мне напомнил уважаемый arguendi и которого я сейчас дочитываю с огромным наслаждением, в 1888 году. Человек этот, обладавший светлым умом и большой честностью перед собой и людьми, знал о чём писал, поскольку сам принадлежал и к либералам, и к революционерам, был одним из главных идеологов "Народной воли", но потом порвал с революционерами и стал активно их обличать. В своей книге "Критика демократии" Тихомиров детально и в ретроспективе описывает ту связь между либерализмом и революцией, которая не очевидна сейчас многим, но которую он наблюдал своими глазами. Тихомиров доказывает и показывает, как либералы действовали рука об руку с революционерами (пусть ругая друг друга) в общем деле по разрушению России и русской традиции; как ещё в середине 19-го века развился этот процесс, который логично привёл "демократов" и "радетелей за счастье народное" к террору и кровавой войне с российской государственностью.

Вообще, в силу своей невежественности и ленности мы не знаем свою недавную историию и не понимаем, что все те нападки на власть и народ, все те же требования и стремления "прогрессивной" (тогда "передовой") общественности, всё то же самое буквально до употребления таких же аргументов, формулировок и даже отдельных слов — всё это происходило в политической жизни Российской Империи в 19-м веке, в узкой её прослойке городских бездельников. И оголтелый атеизм, замешанный с мистицизмом, и тонкое презрение ко всему русскому, и грязные ругательства в адрес законной власти, и опошление национальной истории, и призывы всё разрушить и построить заново, и многое-многое другое. Единственно, чего не было, так это огромной пропагандистской машины, которая могла бы разносить всю эту заразу по миллионам русских голов, нечёсанных и тупых (как их представляли себе "передовые"). Долгие годы русские крестьяне оставались в стороне от информационного террора бездельников, отчего последние надумали "идти в народ", а чуть позже заниматься марксистим просвещением "тёмной массы".


Но вернёмся к взаимосвязи либералов и революционеров. Это только сейчас мы вдруг обнаружили и удивились тому, что на московских площадях объединились друг с другом Удальцов и Навальный, революционеры и Ксюша Собчак. Только этой весной мы вдруг встрепенулись, обратив внимание на схожесть требований доселе вроде бы различных между собой либеральных "интеллектуалов" и "гусских" псевдонационалистов. Как это случилось? — поразились мы. Но ничего в этом удивительного и необъяснимого нет. И здесь перед нами не просто сиюминутная политическая комбинация, этакий взаимовыгодный союз против власти (конкретно Путина). Нет, сильно ошибается тот, кто так думает! Здесь имеет место тесная внутренняя связь между либеральном "интеллектуалом", мягко ставившим под сомнения все достижения и традиции уникальной русской цивилизации, и революционером-патриотом, который призывает сокрушить старое, потому что новое априори будет лучше и красивее. У тех и других, на самом деле, одна и та же основа, одна и та же отправная точка, один и тот же внутренний путь (пусть и с разных сторон совершаемый). Как метко заметил Тихомиров, "наши "передовые" создают революционеров не своими ничтожными либеральными программами, а пропагандой своего общего миросозерцания". Что же это за миросозерцание такое? В чём оно заключается? И почему к нему так равнодушна большая часть русских людей, которая от него более всего и страдает?

Основа и исток этого либерально-революционного миросозерацания — отказ от Бога, от единоначалия, от самих основ бытия. Гордыня разума и секуляризация сознания приводят к тому, что и мирный "интеллектуал", и "революционер" видят вокруг только чёрное и самое отвратительное и хотят всё это разрушить, весь мир разбить. Они живут в глубокой ненависти ко всему традиционному, русскому (если речь идёт о жителе России), к истинному. К спокойному и прекрасному в своей гармонии и ощущении Бога русскому народу. Они пытаются всё это разрушить порой даже не осознавая этого, потому как совершенно мало кто из них в принципе задумывается об истоках своей неудовлетворённости (в особенности к этому неспособны профессиональные революционеры). Даже "интеллектуалы" доходят в своих размышлизмах только до того, что им противны народная "дремучесть", это "слепое поклонение" вождю и царю, это неуважение к свободе и нетерпение к "инакомыслию", как они сами называют разврат.

Либеральный "интеллектуал" объясняет весь свой снобизм и свою русофобию исключительно наблюдаемыми последствиями, но не истоками собственного мироощущения: отринув однажды Истину, он не понял, как отринул от себя и традиции, и высшие ценности, и сам народ, и становится разрушителем. Убеждая себе в иллюзии, что знает, "как лучше", он на самом деле только и делает, что уничтожает существующее, и горит одним лишь жаждой разрушения. Ухоженный и ведущий типичную жизнь городского бездельника, либеральный "интеллектуал" вроде бы мало похож на революционера. Но жажда разрушения всегда присутствует в нём, видна в каждом его слове и жесте, как бы ни пытался он прикрыть её внешней мягкостью, интелегентностью и благожелательностью. А когда дело доходит до крови, до возможности уничтожать физически эту ненавистную "дремучесть" и тормозящую прогресс русскую традицию, он превращается в натурального зверя. В ход идёт террор. Тот самый террор, которым добивали раненную Российскую империю и с помощью котороого, судя по последним событиям, начинают пытать Россию, дабы не дать ей опомниться и возродиться.

Либерализм и революция — производные одного и того же. Безбожия. И пора бы нам это понять, чтобы не питать иллюзий и не воспринимать за чистую монету кажущуюся мягкость и человечность первых и кажущийся патриотизм вторых. Это всего лишь два конца одного и того же орудия.

РМ

Источник: Записки наивного человека

comments powered by HyperComments

Ещё по теме