18092021Популярное:

Гумилев и «Заблудившийся трамвай». Как Революция изменила русскую поэзию

Очередная серия Гумилева — очередной шедевр наших дизайнеров, обложка 🙂 Ну и самая сложная, чисто литературоведческая лекция цикла.

Мы уже раньше наметили различие поэтики символистов и акмеистов. У первых почти манихейское отрицание реальности и культ иного (что до 1917 означало отрицание России и культ Революции), у вторых мощное волевое приятие реальности и отрицание революционности, по сути акмеизм это поэтическая параллель сборнику «Вехи» (литературоведы говорят что я первым это заметил, если так, то польщен), «поэзия столыпинской реакции» — вам нужны великие потрясения, нам нужна великая реальность.

Но что делать если революция стала Реальностью, а Россия превратилась в мечту? У символистов все просто, поменять знаки. А вот как быть акмеистам с их культом реальности?

Можно стать коллаборантом как Городецкий. Можно уйти в экзистенциальное отчаяние и нигилизм как Георгий Иванов. Можно романтически бороться как Арсений Несмелов…

Лидеры акмеизма, Гумилев, а за ним Мандельштам и Ахматова выбирают Поэзию Памяти. Именно память о разрушенной революцией реальности становится бастионом обороны. Именно память, которую нельзя разрушить никакой глухотой паучьей, становится в центре поэзии Гумилева, Ахматовой и Мандельштама.

В «Заблудившемся трамвае» Гумилев формирует новую поэтику, отличающуюся и от символизма и от первоначального «наивного» акмеизма. Теперь это поэзия переплетения воспоминаний, в которой наслаиваются, а порой шифруются культурные и исторические символы и личные биографические события. Вместо общих символов, которыми может оперировать кто угодно, поэт создает индивидуальные конкретные символы, могущие принадлежать только ему, тем самым и утверждая действительность своего бытия даже среди разрушенной революцией реальности.

Именно так написан «Заблудившийся трамвай», своего рода миниатюрная «Божественная комедия» Гумилева, путешествие по аду, чистилищу и раю собственной памяти под руководством Беатриче-Машеньки, заканчивающееся у твердыни Православия — Исаакия.

В общем послушайте. Мне кажется оно того стОит.

Предыдущие серии:

100 лет расстрела Гумилева: https://youtu.be/A3sSV4DWcAM

Контрреволюция в русской поэзии: https://youtu.be/cqmRjrcA3Bw

В Африке и на войне: https://youtu.be/UAdZqhITB5A

Заключительная серия будет посвящена борьбе за русскую поэзию в послереволюционном Петрограде, которая и привела к убийству Гумилева по приказу Ленина.

Источник: Разговоры о самоопределении русского народа

comments powered by HyperComments

Ещё по теме