12112018Популярное:

Фильм «Рубеж». И о том, почему на него стоит сходить.

Еще раз напишу про фильм «Рубеж» и про то, почему на него надо обязательно сходить. Так как кампания по продвижению у него по каким-то причинам слабая, то, вполне вероятно, вы об этом фильме не знаете или думаете, что это полная ахинея. Я, собственно, тоже долго так думал, особенно пока матерясь добирался по снегу и льду до загнавшегося заможай офиса Централ Партнершип в архитектурно монструозном «Верейский плаза». Мало того, поскольку фильм понравился Путину, то у меня были мучительные вопросы — что я буду делать, если меня потянет блевать.

Потому как вводные и в самом деле были малообещающие: питерский бизнесмен в костюмчике типа Бриони попадает на Невский пятачок. Во-первых, это уже показывали в «Мы из будущего». Во-вторых, я ненеавижу жанр про попаданцев: Вася из 10 Б помогает Малюте и Берии ловить американских шпионов. В-третьих, ну и так понятно, что это попытки висеть на последней скрепе — дедывоевали — поскольку за время с 2014 все остальные провисли. В общем вводные очень необнадеживающие.

Обнадеживало только то, что фильм не понравился придворному баснописцу Колесникову из «Коммерсанта». Либерал он абы что ругать не станет. Плохое патриотическое кино он пощадит, поскольку знает, что если публика его посмотрит, то немножко распатриотится. А тут прям ругал-ругал.

Из-за приключений с доездом я пришел на последнюю треть фильма. И это очень помогло восприятию, так как я уловил самую суть: Осень 1942, стоят наши бойцы, которым сейчас через ледяную Неву плыть в чудовищную мясорубку Пятачка. Живые люди, но у них неживые цвета — всё историческое присыпано охрой, краской воинских погребений со времен палеолита. И тут я понял, что фильм-то, похоже, будет любопытный.

Через всю кровь, грязь и кровищу главный персонаж бежит с атакующими бойцами. Они его не видят, их мир для него непроницаем. Но он знает, что в нужный момент он должен оказаться с определенным бойцом и тогда откроется портал. Никакой эмпатии этот козел не испытывает вообще, ему нужно только не потеряться и чтобы солдатик правильно умер. А тот совершает подвиг, а в момент смерти миры немного смыкаются. И солдат просит передать родным одну вещь. Отморозок так потрясен, что действительно приходит к этим родным, и из беседы со старушкой узнает, что вся эта история имеет самое непосредственное отношение к нему. Что это история его рода.

И перед ним возникает уже личный квест — передать деду письмо до того, как тот умрет и тогда может он не умрет. И тогда у отца героя будет нормальная семья. И тогда он сам быть может вырастет не таким отморозком. Тут я просто зафонтанировал от восторга.

Когда Джон Коннор отправляет в прошлое Кайла Риза, чтобы спасти мать и сделать себя — это ладно. А вот когда говнюк отправляется в прошлое, чтобы из говнюка стать Джоном Коннором, это круто придумано….

То есть посмотрев последнюю треть фильма я понял, что это в натуре шедевр, причем шедевр фантастического кино. Вот реально — очень глубоко по смыслу, при этом очень недурное техническое исполнение, жутко-великолепно передана атмосфера пятачковой мясорубки, отличная финальная боёвка со взятием 8-й ГРЭС. И нечеловеческий драйв и саспенс. Ты в самом деле не знаешь чем закончится дело и жутко переживаешь…

И вот только после этого суперфинала я посмотрел первые две трети фильма. Они не настолько разогнанные, но все равно смотреть было очень увлекательно. Уже зная, чем кончится дело — я все равно не мог реконструировать большинства промежуточных точек. Очень драйвовый сюжет.

Миша Шуров с приятелем, принадлежащим кажись к меньшинствам, девелопер, помогающий застраивать окраины Питера адскими атомными грибами. У него песчаный карьер и он стоит на счетчике у серьезного мерзкого дядьки. Но тут проблема — к карьеру приходят поисковики и требуют остановить работы, пока они всё не обследуют.

История реальная, но только не на Невском Пятачке, а в другом месте. Причем тупик — земля законна, право на разработку есть, а у поисковиков ЛО попросту нет таких сил, чтобы провести работу быстро, Остановить занчит остановить надолго. Поэтому договориться не могут и там идет натуральная война с публикациями в прессе, сбором подписей, ночными вахтами и т.д.

В фильме под экскаватором лежит красивая девушка и строит Мише глазки. Он ложится рядом с нею, начинает ее клеить (и этим технично заставляет прервать стримовый эфир). Она ведет его в блиндаж и показывает документ военного с такой же как у него фамилией. Здесь был последний блиндаж последних защитников Пятачка.

Миша говорит: «Ша, отвяжитесь, фамилию отцу дали в детдоме, я тут нипричем, и вообще мертвые не должны мешать живым». Но тут на них наезжает грузовик, который подстроил по мишиной же просьбе (ну не знал мужик, что влюбится) прораб. Девушка в коме, а Миша в прошлом, на пятачке, в апреле 1942, когда после начала ледохода он оказался отрезан и немцы его раздавили. Показывают кровавую мясорубку, отъезд медсестер, комиссара Шурова, военврача Аграчева, кончающих с собой.

Этот эпизод передан предельно точно. Блиндаж нашли в 1990 году. Нашли тела его последних защитников, включая Щурова, комиссара 330 полка, в котором воевал до ранения дед Путина, нашли Аграчева с маленьким пистолетиком, который ему на прощанье подарила возлюбленная медсестра Будникова, его записку прощальную ей. В 1990-м она еще была жива и ей эту записку передали. То есть математически точная реконструкция исторических событий. Гораздо более точная, чем обычно в военном кино. В этот момент натурально начинаешь рыдать, особенно когда понимаешь, что дело было ровно так, как нам показывают.

В общем я посмотрел «Рубеж» и убедился, что мы очень подросли по качеству. Крепкие пружинящие сценарии. Продуманные цветовые решения. Качественная отрисовка. При этом внятные смыслы. То есть вот так вот визуализовать формулу Бёрка, что нация это партнерство умерших, живых и будущих родиться, причем суметь раскрыть даже третью составляющую, когда один и тот же персонаж может посмотреть на себя и как на настоящее, и как на прошлое и как на будущее — это вот очень дорогого стоит.

Да и это, в общем, поворот в жанре попаданчества, о чем я уже написал в своей рецензии: http://portal-kultura.ru/articles/cinema/183929-nashi-mertvye-nas-ne-ostavyat-v-bede/

«Обычно гость из будущего — ​это прогрессор. Сверхчеловек, всеведущий, спасающий неразумных предков и выправляющий историю. Единственным препятствием на пути его великих свершений, как некогда для янки из романа Марка Твена, оказывается невежество и ограниченность людей прошлого. Миша Шуров не таков. Он мельче, пошлее, чем герои былого, «богатыри — ​не вы». Единственное желание персонажа — ​найти выход из временной ловушки, как в компьютерном квесте, и только тут он проявляет изобретательность и энергию. А по-настоящему Шуров включается в историческую борьбу лишь тогда, когда понимает, что она имеет к нему самое непосредственное, семейное отношение. Начинается бег наперегонки со смертью — ​своей собственной и деда, а возможность изменить события многолетней давности покупается лишь жертвоприношением. Создателям «Рубежа» удалось отменить легкость игр со временем, и наградой стал действительно сильный фильм».

Еще важно, что это те же Файзиев и Степанов, что сделали Коловрата. То есть если вам понравился Коловрат, то Рубеж тоже обязательно понравится. Вообще похоже вырабатывается потихоньку новый стандарт нашего национального кино, в котором техника на их уровне сочетается с нашей проблематикой, поданной далеко не топорно и очень умно.

Причем мне кажется тут открываются большие перспективы, поскольку их кино в смысловой части реально стремительно деградирует. Есть пласт проблем, которые ставить у них уже просто невозможно.

Можете представить себе американский фильм о том, как левак из универа на восточном побережье, озабоченный расой и гендером и плюющий на американский флаг оказывается вдруг среди боев на Иводзиме и на своей собственной шкуре прочувствует как и за что они сражались?

Такое могут снять только два режиссера — Иствуд и Гибсон, причем Иствуд уже очень старый. Но и они, на самом-то деле, находятся в глухой обороне. Они уже не спорят с политкорректностью, а только пытаются заменить неправильную политкорректность правильной. Иствуд снимает парный к американскому японский фильм. Гибсон снимает классический фильм про окно Овертона — По соображениям совести. Просто это правильное окно Овертона. Но вырваться из политкорректности как формата мышления они уже не могут. А помрут они — вообще станет пусто.

А у нас выстраивается определенный формат, количество и качество растут. Сценарий — 5. Режиссерская работа — 4. Художник, грим, декорации — 6+, визуально-символический ход с охрой — 10+ по пятибалльной шкале.

Источник: Разговоры о самоопределении русского народа

comments powered by HyperComments

Ещё по теме