24042019Популярное:

Два мира. Пояснение

"Но остановимся здесь и соберем вместе все сказанное нами о различии просвещения западноевропейского и древнерусского, ибо, кажется, достаточно уже замеченных нами особенностей для того, чтобы, сведя их в один итог, вывести ясное определение характера той и другой образованности.

Христианство проникало в умы западных народов через учение одной Римской церкви — в России оно зажигалось на светильниках всей Церкви Православной;

богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности — в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа;
там раздвоение сил разума — здесь стремление к их живой совокупности;
там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий — здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и средоточию разума;
там искание наружного, мертвого единства — здесь стремление к внутреннему, живому;
там Церковь смешалась с государством, соединив духовную власть со светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера, — в России она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством;
там схоластические и юридические университеты — в древней России молитвенные монастыри, сосредоточивавшие в себе высшее знание;
там рассудочное и школьное изучение высших истин — здесь стремление к их живому и цельному познаванию;

там взаимное прорастание образованности языческой и христианской — здесь постоянное стремление к очищению истины;
там государственность из насилий завоевания — здесь из естественного развития народного быта, проникнутого единством основного убеждения;
там враждебная разграниченность сословий — в древней России их единодушная совокупность при естественной разновидности;
там искусственная связь рыцарских замков с их принадлежностями составляет отдельные государства — здесь совокупное согласие всей земли духовно выражает неразделимое единство;
там поземельная собственность первое основание гражданских отношений — здесь собственность только случайное выражение отношений личных;
там законность формально-логическая — здесь выходящая из быта; там наклонность права к справедливости внешней — здесь предпочтение внутренней;
там юриспруденция стремится к логическому кодексу — здесь, вместо наружной связности формы с формою, ищет она внутренней связи правомерного убеждения с убеждениями веры и быта;
там законы исходят искусственно из господствующего мнения — здесь они рождались естественно из быта;
там улучшения всегда совершались насильственными переменами — здесь стройным естественным возрастанием;
там волнение духа партий — здесь незыблемость основного убеждения;
там прихоть моды — здесь твердость быта;
там шаткость личной самозаконности — здесь крепость семейных и общественных связей;
там щеголеватость роскоши и искусственность жизни — здесь простота жизненных потребностей и бодрость нравственного мужества;
там изнеженность мечтательности — здесь здоровая цельность разумных сил;
там внутренняя тревожность духа при рассудочной уверенности в своем нравственном совершенстве — у русского глубокая тишина и спокойствие внутреннего самосознания при постоянной недоверчивости к себе и при неограниченной требовательности нравственного усовершенствования
— одним словом, там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение сословий, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного, — в России, напротив того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного.

Потому если справедливо сказанное нами прежде, то раздвоение и цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением западноевропейской и древнерусской образованности".

Из работы Ивана Васильевича Киреевского "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России"

Источник: Записки наивного человека

comments powered by HyperComments

Ещё по теме