29092020Популярное:

«… а полковой священник совершенно не находит для себя дела»

Полковые священники

Государственная Дума отклонила проектированную прибавку к содержанию военному духовенству. Не знаю, на каких основаниях пришли к такому решению члены Государственной Думы, но это событие вызвало большое волнение среди нашего духовенства. Теперь, когда с этим вопросом уже совершенно покончили, является возможность высказаться о деятельности в войсках духовенства.

Трудно подыскать чиновников или других каких-либо служащих в военном ведомстве, которые менее были бы заняты и работали, как военное духовенство. Церковные службы, редко — молебны и панихиды, в Великом посту говение православных нижних чинов — вот и все, в чем заключается деятельность священника в строевых частях. Реформы в нашей армии обязывают с особенным усилием приналечь на общую работу положительно всех, даже не исключая духовенства. Каждый ведь знает, сколько может принести пользы в воспитании нижних чинов полковой священник, если только у него явится на это желание. Поле деятельности слишком велико: полторы тысячи православных нижних чинов в одном полку; но к сожалению полное отсутствие контроля.

Если офицер занят шесть часов в день, то на каком основании врач отделывается двумя часами, а полковой священник совершенно не находит для себя дела. О врачах достаточно уже писалось, как постоянно сваливающих свою работу на помощников — классных фельдшеров — и своим небрежным отношением к больным вызывающих неудовольствие со стороны нижних чинов. Стоит только вспомнить 1905 год, когда зачинщики беспорядков в войсках ставили первым номером на своих требованиях: «нас калечат, а не лечат». Но военные врачи не растерялись таким заявлениям и свалили свою вину на офицерство. Мы находимся под опекой строевого начальства, которое вмешивается в нашу деятельность, а потому мы и не отвечаем за результаты нашей работы в войсках, — так защищало себя большинство врачей. Теперь по новому положению лазареты всецело будут находиться в руках у самих врачей и под наблюдением лишь высшего медицинского начальства. Посмотрим, что из этого выйдет. Но полковые священники, в этом отношении, опередили и врачей. С приходом новобранцев общее внимание всей воинской части сосредоточивается на них, но священник разве поинтересовался, пришел поговорить с молодыми солдатами, среди которых попадаются сектанты или такие православные, которые не знают ни одной молитвы или плохо различают даже слова: крестьянин и христианин. Если это допустили деревенские и сельские священники, то не в праве ли уничтожить подобные пробелы у нашего крестьянина, отбывающего воинскую повинность, полковой священник? Но, по какому-то недоразумению, эта отрасль знания и развития приобретается от учителей молодых солдат и офицеров, среди которых бывают неправославные и даже не христиане.

Вместе с наставлениями и уставами зубрят без всякого понимания: «Отче Наш», «Верую» и другие молитвы, входящие в курс обучения молодых солдат. Неужели военным батюшкам безразлично всё это видеть и слышать? И только с недели говения молодой солдат впервые знакомится со своим духовным отцом, который и за этот единственный раз в год, за исполнение своих обязанностей, не отказывается от солдатских «медяков». Всем военнослужащим запрещено принимать деньги от нижнего чина, а военные священники продолжают собирать солдатские подачки*.

После такого индифферентного отношения к нижним чинам со стороны военного духовенства не надо удивляться, что солдаты идут в церковь в праздники из-под палки и с утра лишь стремятся напиться и оглашают кабацкими песнями и площадною бранью казарменные помещения.

И приходишь к тому печальному заключению, что крестьянин, отбывая воинскую повинность, забывает и отстает от веры своих отцов и прадедов, а беря пример с городского пролетариата, делается неверующим и перестает соблюдать те обязанности, которые возлагает на него Православная Церковь.

* Это едва ли соответствует действительности, так как полковые священники совершают все требы совершенно безвозмездно. — Ред.

Тарасов Н. Полковые священники // Разведчик. 1909, 31 марта. № 961. С. 184–185.


Источник: Игорь Пыхалов

comments powered by HyperComments

Ещё по теме